Моббингом в современном обществе называют психологическую травлю человека в коллективе. Соответственно детский можно объяснить так – это систематические действия физического либо социального характера в детском коллективе направленные против какой-либо личности не способной защитить себя в разных ситуациях. По статистическим данным в нашей стране 44 процента детей (11 – 12 лет) и 27 процентов (15-летних) подвергались моббингу в школе.
Постоянному агрессивному выпаду со стороны одноклассника в школе подвергался и мой сын. В 5 классе, когда он перешел из одного учреждения в другое, столкнулся с непониманием в школьном коллективе.
Причины возникновения моббинга в школе
Изучая причины возникновения травли, становится понятным, что истоки данной проблемы начинаются с рождения малыша, воспитания его родителями, и формирования его в социуме (сад, школа и др.).
Рассмотрим некоторые примеры, которые, непосредственно связанны с агрессией в школе, и разберемся в причинах их возникновения.
Плохое отношение в семье. Это тот случай, когда у такого ученика может быть занижена самооценка, проявляется тревога, он становится склонным к депрессиям. Сложно адаптируется в коллективе, он явно будет выделяться среди ровесников.
Увлечение компьютерными играми в раннем возрасте приводит к нервно-эмоциональным напряжениям в следствии к серьезным нарушениям психики.
Мобильный телефон стал орудием травли среди школьников. Также можно охарактеризовать пользование Интернетом. Многие специалисты, психологи, родители видят плохое влияние сети на психику подрастающего поколения.
Объекта травли в школе можно выделить по некоторым характерным признакам:
- Внешний вид (стиль в одежде – не соответствует современной тенденциям в моде).
- Национальная принадлежность (акцент).
- Физические данные (слабые физические данные по сравнению со своими сверстниками).
- Степень усвоения знаний.
- Заниженная самооценка.
- Подверженность к тревогам и страхам (жертв моббинга легко вывести из равновесия, они могут расплакаться, боязливы, вызывают ощущения беспомощности).
Необходимы дополнительные исследования для полного и объективного изучения причин моббинга в школе.
Основные виды детского моббинга в школе – кто есть жертва, а кто преследователь?
Дети в школе могут подвергаться основным видам моббинга:
- Вербальный: издевки, насмешки, придирки, клевета
Речевое воздействие или высказывание к будущей жертве-школьнику. Такой способ издевки, могут применять как девочки, так и мальчики. Негативные словоизлияния о жертве травли направлены для того, чтобы ранить его. Далее для наибольшего эффекта могут быть высказаны комментарии высмеивающего характера. Жертва моббинга становится объектом всеобщего посмешища.
- Изоляция, бойкотирование
Объявление бойкота одна из форм моббинга, которая предполагает обречение на одиночество. Классический вариант, когда человека прогоняют из определенной группы, действуя не по его воле. Таким образом, могут даже заставить повиноваться их требованиям. Приведу пример возможного сценария: жертву травли могут впустить в коллектив, делая вид, что он свой, а затем кардинально меняют к нему отношение. Все действия сопровождаются переглядываниями, усмешками и дерзкими комментариями. Такая форма моббинга распространена среди девочек.
Физические способы травли
Преследователи применяют явные способы физического воздействия: ставят подножки, толкают, устраивают захваты, наносят удары. К такой форме моббинга прибегают, в большинстве случаев мальчики. Мальчики, которые подвергаются моббингу слабее своих преследователей.
- Разные виды угроз
Они оказывают сильное давление на жертву, ставят ультиматумы. Обычно обидчики грозятся нанести материальный или физический вред.
Чем чревата постоянная травля ребенка в школе – разбираюсь в последствиях моббинга
Моббинг в школе далеко небезобидное явление. Дети, которые подвергались издевательствам и агрессии со стороны своих сверстников, могут вести себя как жертва не только в школьные годы, но и во взрослой жизни. Наверняка есть жертвы моббинга, которые сохранили психологическое здоровье, и все у них хорошо сейчас. Но не нужно забывать, что детские страхи и переживания проходят не до конца.
Постоянная травля в школе возможно приведет к следующим последствиям:
- Последствия заниженной самооценки.
- Ухудшение здоровья школьника.
- Одиночество.
- Агрессивное поведение.
- Заболевания невротического характера.
- Даже мыслям об убийстве либо совершении суицида.
Как предотвратить и защитить ребенка от агрессии – методы борьбы и профилактики моббинга
Предотвратить и защитить ребенка от моббинга можно совместными действиями как со стороны учителей в школе, также усилиями родителей дома, участием социальных работников и психологов.
Основная цель профилактических мероприятий должна быть направлена на то, чтобы, помочь ребёнку совладеть со стрессовой ситуацией и агрессией.
Какие профилактические действия могут проводиться в школе для предотвращения моббинга:
1. Контроль детей учителями (на переменах, во дворе школы)
Взрослые, работающие в детских коллективах, должны вовремя определять признаки моббинга. И своевременно на них реагировать, нельзя недооценивать ситуацию, принимая занятие детским моббингом за шалости.
2. Классный час
Эффективные организации классного руководства, которые должны проводить взрослые, пользующиеся авторитетом среди обучающихся школьников. Классному руководителю необходимо проводить классный час с участием детского психолога, социального педагога, нужно говорить о данной проблеме со всем коллективом класса.
3. Помощь психолого-социальной службы
При необходимости можно прибегнуть к помощи психолого-социальной службы. Они проводят диагностику психологического состояния класса, и выявляют детей, которые подвергались или могут подвергаться моббингу со стороны своих одноклассников. Обычные диалоги, наблюдения во время учебного процесса, консультации с участием детей, родителей и педагогов способны выявить явные проблемы.
4. Использование учителями всевозможных методов работы для профилактики:
- Работа с художественными произведениями, затрагивающими проблемы травли (во время чтения ученики сопереживают, сравнивают себя с героями произведения, которые испытывают страдания).
- Просмотр кинокартин соответствующей направленности и проведение совместного обсуждения просмотренного (Например, просмотр художественного фильма «Чучело» по повести В. Железнякова, автор написал повесть на основе случая с внучкой).
- Написание сочинений на тему моббинга (в процессе написания сочинения, ученик может выразить свое отношение, прочувствовать проблему).
Работа родителей направленная на предотвращение травли, а также агрессивных действий со стороны детей
Родители в силах помочь ребенку и предотвратить травлю его в школе:
1. Роль родителей в данном случае, заключается в том, чтобы поддерживать у ребенка адекватную самооценку. Не подвергать его постоянной опеке либо не проявлять чрезмерную властность над ребенком.
2. Родителям рекомендуется интересоваться не столько учебными достижениями (оценками), но и как прошел день. Какие у него отношения со своими одноклассниками и учителями, участвует ли в мероприятиях класса. Общается ли он со старшими или младшими детьми. Если вы заметили что есть, какие-либо проблемы, серьезно отнеситесь к ним. Проведите искреннюю беседу с ребенком, при необходимости обратитесь к педагогам.
3. Если конфликт не масштабный – затрагивающий только двух детей, позвольте ребенку самому разрешить его. Пусть он научится отстаивать свои интересы.
4. В случаях, когда травля уже началась и в ваших силах устранить причины ее возникновения, помогите ему:
- Если, предположим, обзывают из-за пышных форм, запишите своего чада на посещение спортивного зала, позаботьтесь о его здоровом и менее калорийном питании.
- Если ребенок ведет себя неуверенно – помогите ему почувствовать себя уверенней. Договоритесь с педагогом, чтобы ваш ребенок постоянно участвовал в общественных мероприятиях — это поможет стать более коммуникабельным и уверенным. Поинтересуйтесь, какие дополнительные занятия посещают его друзья, наверняка ему захочется влиться в их коллектив. Запишите его на одно из таких занятий. Здесь он может больше общаться со своими одноклассниками и установить хорошие отношения с ними.
- В сложных случаях, когда ученик становится изгоем в классе – привлекайте к данной проблеме учителей и школьных психологов. Оказание своевременной профессиональной помощи будет вам кстати.
После откровенной беседы с сыном мы пришли к мнению, что он самостоятельно справится с провокацией со стороны одноклассника. Я лишь помогла ему почувствовать себя уверенней.
Да уж… Детки стали очень жестокими. Сколько историй про избиения, издевательства и садизм в школе. Моя старшая дочь пошла в кадетский класс. Надеюсь, их классный руководитель научит деток не только дисциплинированности, выдержке и самообладанию, но и взаимовыручке, толерантности и терпимости.
пережил издевательства в школе учителя бездействовали даже полиция не помогла я держался как мог но в итоге эмоциональто выгорел обзавелся навящевой мыслью о том как избавится от обичеков . есле ребенок начинает болеть не успевать и под любыми предлогами даже в ушерб учебе не идет в школу то скорей всего травят и довольно давно так как эта стадия побега, следущяя замнется в себе, после уже возможен трагический исход есле ребенок видит что всем на него наплевать он попытается убить обичеков иле наложит на себя руки также некоторым удается сдержать себя но ценой психологической травмы. не все дети способны это выдержать долго и не все об этом говорят так что не игнорируйте ребенка