В жизни не всегда нужно извиняться. В большинстве случаев, мы говорим «извини, извините» совсем не по делу, без какой-либо стоящей за этими словами вины. От этой вредной привычки нужно избавляться.
В этой статье мы расскажем, что нужно делать, если вам вдруг захотелось снова перед кем-то извиниться.
1. Превратите сожаление в благодарность
Каждый раз, опаздывая или чувствуя, что преступили, промахнулись, ошиблись, мы спешим извиниться за «нарушение». Но такая тактика оборачивается против нас самих.
Вместо этого держитесь с достоинством: говорите «спасибо», что подождали вас, выслушали, поняли, указали на ошибку. Подобная модель поведения позволяет сохранять собственные границы и признает действия собеседника значимыми для вас.
2. Дела говорят сами за себя
Допустим, вы напортачили на работе или сглупили в частной жизни, и ваши действия негативно повлияли на окружающих. Разумеется, потребуются извинения.
Но признание ошибки и ее исправление важнее сожалений. «Все пошло не так, как планировалось. Я позабочусь о проекте (семье, родственниках) и сделаю для этого следующее…» Далее вы перечисляете планируемые меры по реабилитации. Потом выполняете обещанное.
3. Просьба уделить вам время не требует оправданий
«Извините, можно вас на минутку?», — так говорит человек, пытаясь прервать кого-то и чувствуя неловкость за причиняемые неудобства. На самом деле сожалеть не о чем: это просто элемент человеческого взаимодействия. То же самое происходит при участии в групповом обсуждении. Не нужно извиняться при желании высказаться – вставайте и приступайте к делу.
Ваши сожаления никого не волнуют. Переверните ситуацию и спросите себя, ожидаете ли вы извинений, когда кто-то стучится в вашу дверь, чтобы перекинуться парой слов, или подходит поговорить с вами на улице при встрече.
4. Иметь другое мнение — нормально
Часто воспитанные люди считают нужным сказать «мне жаль, но я не согласен», если думают иначе, чем собеседники. Извиняясь, они пытаются смягчить негативное впечатление от вынужденной оппозиции.
Но правда в том, что иметь другой взгляд не так уж и плохо. Так зачем извиняться? Ваши сожаления маркируют все, что вы говорите дальше, как неправильное. Лучше скажите: «Не согласен, думаю иначе». Если человек реагирует оборонительно, то его убеждения никогда не превратятся в аргументы.
5. Сочувствуйте, а не сожалейте
Сожаление привычно используется для выражения сострадания. Если человек делится неприятностями, которые случились с ним, он обычно слышит: «Мне жаль, что так произошло».
Но сожалеть уместно, если вы могли что-то сделать, но ничего не предприняли. Нет причин извиняться за происшествия, которые не имеют к вам отношения и находятся вне зоны вашего контроля. Сожаления ничем не помогут страдающему человеку, как бы плохо ему ни было. Замените пустые слова признанием своих чувств и готовностью быть полезным: «Меня очень расстраивает произошедшее. Чем могу помочь?»
Если вы действительно хотите избавиться от бесполезной, унизительной привычки, каждый раз анализируйте, виноваты ли вы в происходящем. В момент, когда обнаружите, что ваши губы формируют слово «извините», сделайте паузу и спросите себя о причине. Зачем вы это делаете? Чтобы заполнить тишину, не молчать? Ищите другие способы общения!
Положительный результат не заставит долго ждать: ваша уверенность в себе возрастет, а способность к самовыражению улучшится.